Два подхода к проверке ВВБ гибридных автомобилей и к их ремонту: поверхностный и высокоточный

Поверхностный подход
Один из распространенных дешевых сканеров ВВБ
Широко распространена диагностика ВВБ гибридов с помощью разных недорогих китайских сканеров, адаптеров или ELM c применением взломанных диагностических программ. Считываются коды неисправностей бортовых блоков, проверяются разные параметры и, в конце концов, определяется, какие элементы гибридной батареи требуют замены. Причем, попарно, а не каждый элемент. Все это крайне неэффективно и не точно.

Да, неисправные пары элементов будут выявлены (хотя часто не точно определено их местоположение) и, возможно, заменены. Однако, этого недостаточно для последующей долговременной работы ВВБ. Необходимо не просто вставить в батарею новенькие элементы, а ПОДОБРАТЬ их ко всем остальным по ЕМКОСТИ. Причем, синхронизировать характеристики вновь поставленных ячеек относительно всех остальных в батарее надо при разных режимах зарядки и тяговой разрядки.
Высокоточный подход
Проверка ВВБ гибрида
Процесс проверки ВВБ с помощью 14-канального анализатора
Как правило, ячейки в ремонтируемой батарее гибрида в основной массе уже не «молодые». Иначе их владелец не обращался бы на ремонт. С возрастом все элементы ВВБ снижают свои характеристики по внутреннему сопротивлению и емкости, в лучшем случае - равномерно.

Некоторые ячейки могут значительно снизить свои характеристики по тем или иным причинам, например, из-за локального перегрева. Если таких ячеек немного (не более 25% от всех ячеек) их можно заменить, в чем и состоит ремонт ВВБ. Однако, не все так просто. Во-первых, надо правильно выявить эти "плохие" ячейки среди десятков других. Во-вторых, точно определить необходимые параметры новых, ремонтных ячеек - на замену.

Если при ремонте в общую стяжку вставить элементы с «резвыми» параметрами, наступает дисбаланс по физико-химии. При зарядке/разрядке «старые» элементы быстро «сажают» новые, а те, в свою очередь, ускорено тянут вниз характеристики соседних элементов, до этого вполне работоспособных.

В итоге, обычно через 1-3 месяца, опять потребуется ремонт ВВБ, с заменой уже других ячеек, либо всей батареи.

И наоборот, для обеспечения последующей долговременной работы батареи ремонтные ячейки должны быть РАВНЫМИ по параметрам и поведению всем остальным элементам, причем во всем цикле процесса заряда-разряда.

Такую подгонку можно сделать только методом глубокого анализа ВВБ многоканальным аппаратно-программным комплексом, причем в динамике, при заряде/разряде. Так делают зарубежные производители гибридов.

Так делаем и мы в Гибрид Центре Санкт-Петербург
  •    тел. +7 (900) 647 37 63
  •    gybrid_center_spb@bk.ru
  •    gybridcentersb@mail.ru
Санкт-Петербург, пр-кт Космонавтов 106

Как работает многоканальная высокоточная диагностика ВВБ

Присоединение
Диаграмма проверки ВВБ гибрида
График состояния ячеек исправной батареи при анализе с помощью 14-канального анализатора
Компактный аппаратно-программный комплекс имеет одно 14-канальное зарядно-разрядное устройство. К нему может быть присоединено сразу до 14 диагностируемых ячеек батареи или попарно до 28 ячеек.

Включается контролируемая зарядка/разрядка присоединенных элементов.
При этом программное обеспечение комплекса непрерывно выводит на экран показания в виде до 14 столбчатых диаграмм и цифр. Один зеленый столбец – один конкретный проверяемый элемент.

«Столбики» диаграмм показывают, как ячейки в анализируемой батарее ведут себя, заряжаются и разряжаются, ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА. Относительность работы ячеек в динамике – ключевой момент высокоточной диагностики.

Один цикл зарядки/разрядки при диагностике занимает до 3-х часов. Таким образом, 14-канальным комплексом в течение дня можно продиагностировать все ячейки наиболее распространенных гибридов. Для редко встречающихся автомобилей с большими тяговыми батареями (в которых до 40 ячеек и больше) потребуется до двух дней.

Например, проверяем 14 ячеек
Диаграмма проверки неисправной ВВБ гибрида
График состояния ячеек батареи - видно, что две ячейки работают неадекватно
В «спокойном» состоянии при измерении на простых устройствах эти 14 ячеек, вроде бы, имеют одинаковую емкость и напряжение. Однако, наш аппаратно-программный комплекс на графиках показывает, что при разряде под нагрузкой, на какой-то стадии разряда один элемент начинает «падать» по напряжению и разряжаться быстрее ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГИХ.

Этого достаточно, чтобы электронный блок автомобиля вывел вам ошибку на приборную панель. Также, достаточно, чтобы этот «падающий» элемент при дальнейшей эксплуатации автомобиля начал губить емкость соседних ячеек и далее всей ВВБ.

Столь оперативно, без подобных динамических столбчатых графиков, подобные неисправные ячейки среди десятков других в батарее определить невозможно.

В чем коренное отличие подхода к диагностике в других сервисах
В большинстве сервисов с целью диагностики тоже измеряют напряжение элементов при зарядке/разрядке под нагрузкой. Однако, не имея многоканального устройства, к каждому элементу присоединяют отдельное зарядно-разрядное устройство.

Как правило, количество отдельных зарядо-разрядников в сервисах ограничено, а значит ограничено и число одновременно проверяемых элементов. В результате, на последовательную диагностику всей батареи уходит гораздо больше времени – от нескольких дней до 2-х недель.

Кроме того, при раздельно присоединенных к ячейкам зарядно-разрядных устройств невозможно получить диаграммы, отражающие работу элементов под нагрузкой в динамике относительно друг друга. Да и сами раздельные зарядные устройства неминуемо в чем-то отличаются друг от друга, а значит измеряемые значения менее точные.
Вопрос - ответ